Оперативное вмешательство в объеме удаления матки (гистерэктомия) – находится сегодня на втором месте по частоте всех проводимых хирургических вмешательств  в гинекологии. Женщины катастрофически переживают за последствия такого вмешательства. Но иногда  оно является единственным выходом из сложившейся ситуации.   На вопросы о женских болезнях продолжает отвечать заведующий гинекологическим отделением НУЗ «Отделенческая больница им. К.Э. Циолковского на ст. Калуга ОАО «РЖД» врач акушер-гинеколог кандидат медицинских наук Андрей Теодозиевич Бурак.

Андрей Теодозиевич, в прошлый раз мы говорили о женских болезнях – в частности, о миоме. Расскажите, а в каких случаях необходимо удаление матки?

На сегодняшний день миома матки остается «любимой патологией» гинекологов. К сожалению, данная патология  практически никогда не рассматривалась как заболевание, которое можно вылечить консервативно. Удаление матки проводят только по определенным, строгим медицинским показаниям. Чаще всего  в тех случаях, когда опухоль достигает больших размеров или представлена множественными узловыми образованиями. А также в случаях острой необходимости ради спасения жизни пациентки. Существуют несколько доступов для  удаления матки: открытая (полостная) операция, лапароскопическая и  влагалищная. В нашем отделении 70% оперативных вмешательств выполняется лапароскопическим доступом, значительная часть  выполняется влагалищным доступом.

Доктор, расскажите об этом методе подробнее?

Матка при таком методе удаляется  через разрез во влагалище.  Преимуществом влагалищного удаления матки является то, что после такой операции не остается никаких рубцов на животе у женщины. Обычно  после такого оперативного вмешательства женщина проводит в клинике два-три дня. Через две недели женщина может вернуться к обычной работе. Влагалищная гистерэктомия проводится  в тех случаях, когда для этого есть некоторые  условия: матка небольших размеров  и эластичность стенок  влагалища, которая встречается предпочтительно у рожавших женщин. При больших размерах матки влагалищную гистерэктомию выполнить технически затруднительно, а у нерожавших она практически не выполняется. В таких случаях мы оперируем  чаще лапароскопическим методом.

А каким образом осуществляется лапароскопическая операция?

Лапароскопический доступ заключается в  том, что через небольшие разрезы на животе (5-10 мм) вводится лапароскоп — оптическая трубка с источником света, а также специальные тонкие инструменты. Таким образом хирург как бы попадает в живот к пациентке, видя все, что там происходит, в увеличенном виде на мониторе.

Каковы преимущества лапроскопической операции – помимо того, что швы будут незаметны?

Такой доступ считается   малоинвазивным,   сопровождается  лучшей визуализацией, меньшей травматичностью относительно тканей брюшной стенки, меньшим количеством осложнений и временем, затраченным на выполнение самой операции в руках опытного хирурга, меньшим болевым синдромом, более быстрым восстановлением. Как правило, после лапароскопической гистерэктомии пациентка проводит в больнице 2-3 дня. Лапароскопический доступ позволяет намного лучше визуализировать органы малого таза, незаменим при сопутствующем спаечном процессе. Длительность такой операции в нашем отделении в среднем составляет от 25 до 35 минут.

Гормональный  фон в организме женщины изменится после такой операции?

В зависимости от возраста женщины, заболевания, послужившего причиной операции,   состояния яичников, сопутствующей патологии гистерэктомия может быть проведена с сохранением яичников или с их удалением. В настоящее время гинекологи придерживаются щадящего подходя и удаляют яичники только по строгим показаниям. При удалении матки, но сохранении яичников гормональный фон у женщины почти не изменяется, и, несмотря на отсутствие менструаций, ее организм продолжает функционировать в условиях нормального содержания женских половых гормонов. При удалении яичников   в настоящее время разработаны безопасные и эффективные методы коррекции этого состояния. Назначает такое лечение врач гинеколог-эндокринолог.
Молодой репродуктивный возраст женщины, небольшой размер миоматозных узлов, которые имеют связь с маткой посредством узкого основания, т.е. субсерозных , единичность узла или наличие миоматозных узлов в небольшом количестве подвигают нас, как приверженцев органосохраняющего подхода, к консервативной миомэктомии: удалению только узлов , но не органа.
Дорогие женщины, если операция неизбежна, очень важно понять: трагедии не случилось. С помощью врачей вы преодолеете этот недуг и снова обретете радость жизни и материнства.