Опущение или выпадение органов малого таза -  пролапс  гениталий – часто встречающееся гинекологическое заболевание. В России выпадение и опущение матки и стенок влагалища  наблюдается у 15-30% женщин, а в возрасте старше 50 лет частота пролапса возрастает до 40%.

О причинах и методах лечения заболевания рассказывает заведующий гинекологическим отделением НУЗ «Отделенческая больница имени К.Э. Циолковского» на   ст.  Калуга ОАО «РЖД»   врач акушер-гинеколог кандидат медицинских наук  Андрей Теодозиевич Бурак.

Андрей Теодозиевич, чем вызвано это заболевание, от которого страдают женщины?

Выделяют несколько причин этого заболевания: травматичные роды, гормональная недостаточность в постменопаузе, чрезмерные физические нагрузки, длительные запоры и болезни, приводящие к хроническому повышению внутрибрюшного давления, играет роль и наследственная предрасположенность.

Каковы симптомы болезни? Чем это неудобно и опасно для женщин?

При этом заболевании матка смещается вниз, в сторону влагалища, а ее шейка может опускаться до половой щели и даже выходить из нее. Помимо физического дискомфорта, нарушения функции соседних органов (мочевого пузыря и прямой кишки) такая ситуация приводит к невозможности полноценной половой жизни и опасности инфицирования матки.

Какие методы лечения применяются в современной медицине, чтобы вернуть женщине здоровье?

За всю историю медицины методов лечения выпадения матки было разработано немало. Традиционным способом является ношение пессария - эластичного кольца, которое поддерживает шейку и не дает ей смещаться вниз. Его постоянное ношение может привести к пролежням и эрозиям шейки матки. Основная причина заболевания не устраняется, а лишь затушевывается. Так что ни один из методов лечения  не сравнится по эффективности с хирургическим. Последние три года в нашем отделении успешно проводятся операции по реконструкции тазового дна с использованием сетчатых протезов, что позволяет восстановить  анатомию женщин.

Каким образом проводится эта операция?

Она  осуществляется через влагалище и (или) методом лапароскопии. Для коррекции выпадения матки используются сетки, поддерживающие несостоятельную мускулатуру промежности. Их изготавливают из синтетических материалов и имплантируют в ткань. Во время операции   используется  спинальная или эпидуральная анестезия, которая не оказывает на пациента такого воздействия, как общий наркоз, и позволяет проводить хирургическое лечение пациенткам с сопутствующими заболеваниями. В  ходе операции пациентки могут общаться с хирургом.

Как переносятся эти операции и каков период реабилитации пациенток?

В абсолютном большинстве случаев, операции переносятся легко, и уже на 2-3 сутки пациентка самостоятельно уходит домой. К нормальной физической активности можно приступать спустя 2-3 недели после оперативного вмешательства.